Обобщив материалы научных исследований и клинических наблюдений, приводимых в литературе, Дж. Эверли и Р. Розенфельд описали пять основных типов проявлений нежелательных побочных эффектов, которые могут возникнуть при обучении поведенческой релаксации.
Раньше говорили о
навязчивом неврозе, сегодня различают несколько навязчивых состояний. Чаще
всего эти поведенческие особенности проявляются уже в детстве. Склонные к ним
дети очень пунктуальны и проявляют совершенно недетскую педантичность. Уже на
этой стадии родители должны принимать меры: они должны разрешать детям время от
времени отступления от заведенного порядка и удерживать детей от всех
поступков, напоминающих ритуал.
Некоторые авторы видят в страхе
первичный признак „невроза" или предшествующего ему расстройства. А
поскольку неврозы в самом широком смысле этого слова стали частью нашей
повседневной жизни, страх называют „европейской" (Ницше) или
„западной" болезнью, хотя он встречается практически повсюду, где живут
люди. И все же это не болезнь, так как один человек реагирует на страх продуктивно,
а другого он парализует.
Под “психическими расстройствами” чаще всего имеют в виду широко
трактуемое понятие „невроза". В международном плане Всемирная
организация здравоохранения выступает за новую классификацию
психических расстройств.
Формулы цели обычно содержат те чувства и мысли, которые мы хотим
вызвать у себя в период аутогенного погружения. Важнейшая формула покоя
и отдыха обращена фактически ко всем системам организма.